Головна Про нас Новини Практики Команда Контакти

Ответственный шаг

ЧИТАТИ
Назад

Сидорчук Юлия

Адвокат, к.ю.н., партнер АО “LexArs”

(Специально для издания “Юридическая практика” (№ 36-37 (1185-1186))

Введение уголовной ответственности за вождение в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения в Украине является целесообразным

Статьей 130 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП) не так давно была предусмотрена ответственность за управление транспортными средствами или судами лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения либо под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции. В 2017 году 114 025, в 2018 году 110 443, в 2019 году 115 711 — именно столько протоколов составили полицейские на водителей за управление в состоянии опьянения.

Согласно данным из Информационного портала Национальной полиции в 2017 году из-за управления транспортными средствами водителями в состоянии опьянения на территории государства зарегистрировано 5829 дорожно-транспортных происшествий, в 2018 году — 4275, в 2019 году — 5189.

Как видим, количество лиц, которые садятся в нетрезвом состоянии за руль, с каждым годом увеличивается. Приведенная статистика очень красноречива и говорит о том, что привлечения просто к административной ответственности водителей не достаточно.

Санкции усиливаются?

Как известно, с 1 июля 2020 года была введена уголовная ответственность за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения либо под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции. Соответствующей статьей 2861 был дополнен Уголовный кодекс (УК) Украины. Но 17 июня 2020 года народными депутатами Украины был принят Закон Украины № 720-IX, который 2 июля 2020 года был подписан Президентом Украины, а 3 июля 2020 года — опубликован в официальной парламентской газете «Голос Украины». Указанным законом была вроде как отменена статья 2861 УК Украины, однако способ, которым было принято это законодательное положение, создал много поводов для дискуссии, а статус указанной статьи не до конца понятен.

16 июля 2020 года на сайте Верховной Рады Украины зарегистрирован под № 3858 проект закона о внесении изменений в УК Украины, Уголовный процессуальный кодекс Украины и КУоАП (относительно усиления уголовной ответственности за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения либо под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции).

С обоснованием необходимости принятия указанного проекта закона трудно не согласиться. На сегодня правонарушения, связанные с управлением в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения либо под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, носят массовый характер и имеют тенденцию к увеличению. Поэтому проблема требует законодательного реагирования путем развития и совершенствования административного и уголовного законодательства в этой сфере.

По моему мнению, количество водителей в состоянии опьянения может уменьшиться только в связи с усилением наказания. Большинство людей, которые садятся за руль в таком состоянии, забывают или просто не понимают, что любое транспортное средство является источником повышенной опасности. Риторическим является вопрос: сколько водителей садились и продолжают садиться за руль в нетрезвом состоянии, а работники полиции их просто не поймали?

Источник повышенной опасности

Согласно статье 255 КУоАП полицейские составляют протоколы в связи с соответствующим правонарушением, а согласно статье 221 КУоАП судьи районных, районных в городах, городских или городских районных судов рассматривают подобные дела.

Статьей 1187 Гражданского кодекса Украины предусмотрено возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности. В части 1 этой статьи четко определено: «Источником повышенной опасности является деятельность, связанная с использованием, хранением или содержанием транспортных средств, механизмов и оборудования, использованием, хранением химических, радиоактивных, взрыво- и огнеопасных и других веществ, содержанием диких зверей, служебных собак и собак бойцовских пород и т.д., что создает повышенную опасность для лица, осуществляющего эту деятельность, и других лиц».

Особое внимание, по моему мнению, следует обратить на то, что украинцы полагают, что садиться за руль разрешено, если показатель алкоголя в крови составляет 0,2 промилле. Однако, проанализировав законодательство Украины, я не нашла ни одного нормативно-правового акта, которым было бы четко определено, с каким показателем алкоголя в крови можно садиться за руль.

Так, пунктом 7 раздела II Инструкции о порядке выявления у водителей транспортных средств признаков алкогольного, наркотического или другого опьянения или пребывания под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Украины и Министерства здравоохранения Украины № 1452/735 от 9 ноября 2015 года, определено: «Установление состояния алкогольного опьянения осуществляется на основании осмотра, который проводится в соответствии с требованиями настоящей Инструкции полицейским с использованием специальных технических средств, показатели которых после проведения теста имеют цифровой показатель больше 0,2 промилле алкоголя в крови».

Европейский опыт

Полезным для Украины является опыт других европейских государств. В Информационной справке, подготовленной Европейским информационно-исследовательским центром, рассмотрены некоторые правовые акты, регулирующие сферу дорожного движения таких стран, как Польша, Словакия, Эстония, Германия и Франция. Например, в Польше нетрезвым считается состояние, при котором уровень алкоголя в крови более 0,5 промилле, а согласно Уголовному кодексу Республики Польша управление в таком состоянии является преступлением.

В Словацкой Республике водителю запрещается употреблять алкоголь или иное вещество, вызывающее зависимость. Допустимый уровень алкоголя в крови — 0,0 промилле. Управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения может рассматриваться как проступок/преступление или как уголовное правонарушение.

В Эстонии допустимый уровень алкоголя в крови 0,2 промилле. Запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения. Если уровень алкоголя в крови водителя составляет или превышает 1,5 промилле, это считается уголовным преступлением и наказывается штрафом или заключением сроком на три года.

В Германии допустимый уровень алкоголя в крови:

— 0,5 промилле для обычных водителей (выше 1.1 g/l считается преступлением, 0.5‒1.0 g/l — административным правонарушением, караемым штрафом);

— 0,0 промилле для неопытных водителей (опыт вождения менее двух лет считается испытательным сроком, возраст — до 21 года). За нарушение — штраф 250 евро и 1 пункт в реестр во Фленсбурге (система регистрации нарушения правил дорожного движения). Когда количество пунктов в реестре достигает восьми, лицу грозит лишение прав;

— 0,0 промилле для профессионального водителя (правонарушители могут быть уволены).

Во Франции управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения считается преступлением (от 0,8 промилле). Допустимый уровень алкоголя в крови:

— 0,5 промилле для обычных водителей;

— 0,2 промилле для неопытных водителей (если есть водительское удостоверение менее трех лет или менее двух лет, если водитель, кроме 20 часов практического вождения с инструктором, проехал по меньшей мере 3000 км минимум за два года в сопровождении опытного водителя перед тем, как пройти тест на вождение);

— 0,5 промилле для профессиональных водителей (для водителей автобусов и водителей-инструкторов — 0,2 промилле).

Рассмотрение в судах

Анализ судебной практики достаточно интересен: многие водители садятся за руль со значительным содержанием алкоголя в крови.

Для примера (содержание алкоголя в крови):

— 2,70 промилле — постановление Семеновского районного суда Полтавской области от 22 июля 2020 года по делу № 547/653/20;

— 0,42 промилле — постановление Семеновского районного суда Полтавской области от 22 июля 2020 года по делу № 547/652/20;

— 2,07 промилле — постановление Томашпольського районного суда Винницкой области от 21 июля 2020 года по делу № 146/565/20;

— 2,40 промилле — постановление Семеновского районного суда Полтавской области от 21 июля 2020 года по делу № 547/649/20.

Часто водители отказываются проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения (постановление Желтоводского городского суда Днепропетровской области от 21 июля 2020 года по делу № 176/1199/20).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Украине все-таки целесообразно введение уголовной ответственности за вождение в состоянии опьянения. Приведенные выше статистические данные показывают, что привлечения только к административной ответственности недостаточно. Поэтому, полагаю, следует как можно быстрее надлежащим образом внести изменения в УК Украины, дополнив его статьей, которая будет устанавливать уголовную ответственность за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения либо под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции. Также стоит обратить внимание на опыт других стран, которые рассмотрены в этой статье и в которых управление в состоянии опьянения считается преступлением.

Также, материал доступен по ссылке: https://pravo.ua/articles/otvetstvennyj-shag/


- Сидорчук Юлія
Партнер

Схожі новини

Світлана Трофимчук, керуючий партнер АО «LexArs» приєдналася до соціального проекту «Школа героїв»

Планування спадщини

Олена Сібірцева, партнер АО "LexArs" взяла участь у якості лектора у Legal High School

СЛІДКУЙТЕ ЗА НОВИНАМИ

Підпишіться на нашу розсилку

Напишіть свій Email...

Дякуємо! Ви підписані на новини LexArs